Новые поступления книг с 15 по 21 января в книжном магазине «Primus Versus» на Покровке, 27
Очерки по истории христианского искусства
Очень ждали эту книгу и наконец-то получили: «Очерки по истории христианского искусства» Натальи Боровской. Издательство Буксмарт, 2018 г.

В начале марта планируем обсудить книгу с автором и другими специалистами в области истории искусства. А пока рекомендуем читать. Книга очень качественно издана и снабжена множеством иллюстраций.

От издательства:
Книга посвящена сложному и многоплановому явлению с многовековой историей — христианскому искусству, представленному в форме серии очерков. Феномен христианского художественного образа сопровождает любого относящегося к европейской культуре человека, вне зависимости от конфессиональной принадлежности и глубины познаний в истории искусства. Автор предлагает увидеть в произведениях, созданных мастерами разных эпох на библейские сюжеты, более глубокие, нежели иллюстрирование священных текстов, смыслы — постижение духовных, моральных и эстетических вопросов.
990 р.
„Особый путь": от идеологии к методу
Представление об «особом пути» может быть отнесено к одному из «вечных» и одновременно чисто «русских» сценариев национальной идентификации. В этом сборнике предлагается попытка развеять эту иллюзию, указав на относительно недавний генезис и интеллектуальную траекторию идиомы Sonderweg.

Впервые публикуемые на русском языке тексты ведущих немецких и английских историков, изучавших историю довоенной Германии в перспективе нацистской катастрофы, открывают новые возможности продуктивного использования метафоры «особого пути» — в качестве основы для современной историографической методологии. Сравнительный метод помогает идентифицировать особость и общность каждого из сопоставляемых объектов и тем самым устраняет телеологизм макронарратива.

Читателям предлагается целый набор исторических кейсов и теоретических полемик — от идеи спасения в средневековой Руси до «особости» в современной политической культуре, от споров вокруг нацистской катастрофы до критики историографии «особого пути» в 1980‑е годы. Рефлексия над концепцией «особости» в Германии, России, Великобритании, США, Швейцарии и Румынии позволяет по-новому определить проблематику травматического рождения модерности.
745 р.
Время надежд, время иллюзий. Проблемы истории советского неофициального искусства. 1950–1960 годы: Статьи и материалы
В этой книге неофициальное искусство 1950–1960-х годов рассматривается с разных сторон: о нем говорят как сами участники процесса, так и автор, привлекающий различные архивные материалы (в значительной части прежде неизвестные) и критически сопоставляющий свидетельства героев (среди них Э. Булатов, О. Рабин, О. Целков, И. Шелковский, М. Гробман и другие). В результате история художественной жизни в эпоху «оттепели» предстает не просто объемной и полифонической — в ней обнаруживаются неожиданные эпизоды, побуждающие к радикальному пересмотру традиционных для описания данного периода искусствоведческих клише. И это может оказаться интересным не только для специалистов, но и для всех интересующихся искусством того времени.

Георгий Кизевальтер — художник, историк советского неофициального искусства.
615 р.
Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное
Первое комментированное издание записных книжек Л. С. Выготского — одно из немногих аутентичных изданий рукописей Выготского, основанное на тщательном изучении архивных документов.

Заметки, собранные в книге, касаются всех периодов научной биографии ученого и содержат новые сведения о нем; они начинаются с самой ранней из найденных в архиве рукописей Выготского, посвященной книге Экклезиаста («Трагикомедия исканий», 1912 г.) и заканчиваются его последней, предсмертной записью («Pro domo sua», 1934 г.).

Заметки выдающегося психолога раскрывают неизвестные стороны его личности, жизненные цели и интересы, а также те замыслы, которые он не успел реализовать. В книге обсуждается новая периодизация творчества Выготского, анализируются основные серии документов, их научная значимость и связь с историко-биографическим контекстом эпохи, в которой Выготскому довелось жить и работать.
555 р.
Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем
Минули десятилетия страстных речей в защиту Фрейда и против него, но и сегодня мы плохо представляем себе, кем был основоположник психоанализа. В последние годы перед исследователями его жизни и творчества открылся целый ряд новых архивных материалов, что само по себе уже является замечательным поводом вернуться к Фрейду.

Фрейд – наследник эпохи Просвещения и романтической традиции. Он – и Фауст, и Мефистофель. Свет разума для него превыше всего. Взгляните на Фрейда в то время, когда он жил, на его удивительные коллекции произведений искусства, на его друзей, женщин, детей, на то, как он переживал творческие муки, как страдал он от нежелания перебираться в годы аншлюса из Вены в Лондон. И посмотрите на него в контексте времени сегодняшнего, исходя из тех вопросов, которые ставит перед нами совершенно изменившийся мир.
795 р.
Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ. Т.1
В первый том вошли статьи, рабочие тезисы и черновые записи Казимира Малевича, ранее неизвестные теоретические тексты Эль Лисицкого; письма Нины Коган к Петру Митуричу, Малевичу, Вере Хлебниковой и другим адресатам; дневники Михаила Митюшина; уникальные материалы, связанные с Витебском и УНОВИСом; известная лишь по упоминаниям в критических статьях 1920-х годов статья Алексея Гана, которая была написана специально для персональной выставки Малевича 1920 года; а также другие документы.

Практически все документы, собранные в книги, публикуются впервые и принадлежат легендарному собирателю Николаю Ивановичу Харджиеву.
3350 р.
Неизвестный Ре-Ми. Художник Николай Ремизов. Жизнь, творчество, судьба
Имя художника Н. В. Ремизова (1887–1975), известного под псевдонимом Ре-Ми, до 1917 года гремело на всю Россию. После вынужденного отъезда из страны, своим талантом он завоевал признание в Америке, на родине же был забыт на целое столетие.

Книга знакомит читателя с биографией и работами блестящего графика, карикатуриста, живописца, театрального декоратора и интерьерного дизайнера. Богатый иллюстративный ряд издания включает графические и живописные работы Ремизова, редкие фотографии и документы из фондов зарубежных и российских архивов, музеев и частных коллекций.

Значительная часть материалов предоставлена архивом Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Многие работы публикуется впервые. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся судьбами русских художников в эмиграции.
1950 р.
Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах
Сборник писем и документов «Нашедшие Град» является продолжением и восполнением знаменитого эпистолярия «Взыскующие града» (М., 1997) и представляет наиболее полную на сегодня историю Христианского братства борьбы (ХББ) — первой в России христианской политической организации.

Впервые публикуются около 200 писем русских религиозных философов В. П. Свенцицкого, В. Ф. Эрна, А. В. Ельчанинова, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, А. С. Глинки (Волжского), К. М. Аггеева и др.

Живые голоса участников Братства создают не только летопись общественного развития России первого десятилетия ХХ века, но и яркую картину страстно напряжённой юношеской жизни, становления самосознания молодых людей, решающих проклятые вопросы любви, веры, свободы, прощения, преобразования бытия.
995 р.
Храм Святителя Николая в Бари. Проект архитектора А. В. Щусева
Издание посвящено истории создания русского подворья с храмом Святителя Николая в итальянском городе Бари. Это одна из центральных работ дореволюционного периода творчества выдающегося русского архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873–1949).

Проектирование и строительство подворья проходили под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и императора Николая II, для росписей храма были приглашены художники К. С. Петров-Водкин, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, В. А. Плотников и В. С. Щербаков.
В книге в максимально полном объеме опубликована проектная графика зодчего, эскизы художников, документальные свидетельства участников строительства и дореволюционная фотосъемка. Большая часть этих материалов публикуется впервые и предоставлена государственными музеями, архивами и частными коллекциями, значительное место среди которых занимает архив наследников Щусева.
1950 р.
Романовы и Папский Престол. 1613–1917. Россия и Ватикан
С воцарением династии Романовых связи России со Святым престолом становятся постоянными. При Петре I происходят важные перемены в конфессиональной политике, строятся первые католические храмы. При императрице Екатерине II увеличивается число римско-католических епархий в империи, появляются законы, регулирующие положение католической церкви. В царствование Александра I открыто постоянное представительство России при Святом престоле, а во время правления Николая I – подписан первый в многовековой истории наших государств договор.

Прерванные в 1867 г., дипломатические отношения возобновились при императоре Александре III. Было восстановлено постоянное российское представительство в Ватикане, обсуждался вопрос о создании нунциатуры в России. Сложная и напряженная внешне- и внутриполитическая обстановка царствования императора Николая II привела к некоторому обострению отношений с Ватиканом. Однако полный их разрыв произошел лишь в результате Российской революции 1917 г. и установления в стране атеистического режима.

В издании демонстрируются документы и переписка российских императоров с римскими понтификами, портреты российских императоров и римских пап, живописные полотна, представляющие виды Рима, Москвы, Петербурга, предметы убранства, сцены богослужений, интерьеры собора Святого Петра в Риме и залов Ватикана, а также многое другое. Подписи к иллюстрациям и саммари каталога представлены также на английском языке.
2050 р.
Ориентализм. Турецкий стиль в России. 1760–1840-е
Книга посвящена феномену ориентализма в русской истории и культуре, а точнее, его турецкой версии. Сложные отношения Российской империи и Оттоманской Порты, русско-турецкие войны, дипломатические миссии, знаменитый Кючук-Кайнарджийский мир, союз империй против Бонапарта и кампания русского корпуса на Босфоре представлены как в документах, так и в жанре исторической живописи.

Победы русского оружия спровоцировали в российских столицах волну увлечения стилем тюркери (фр. turquerie) — широкое распространение получают архитектурные постройки (мечети, бани, беседки), детали туалета (черкески, тюрбаны, шали), маскарадные и театральные декорации и костюмы, а также живописные полотна и детали декора в интерьерах. Турецкий, или азиатский вкус находит воплощение как в литературных произведениях («Бахчисарайских фонтан» Пушкина), так и в графике и живописи Брюллова, Скотти, Гагарина и Айвазовского, многие работы которых были не просто этнографическими зарисовками или художническими обобщениями, а вольными фантазиями на тему Востока — изысканного и роскошного.
2050 р.
Классика и истина. Статьи об античном искусстве
В книге собраны статьи Дмитрия Юрьевича Молока (1959-2014), посвященные античной культуре и искусству: как знаменитым памятникам древности (Венера Милосская, Бельведерский торс, Колизей, фрески Виллы Мистерий в Помпеях и др.), так и некоторым общим художественным проблемам («архаическая улыбка», метафора порога, метаморфозы зеркала, модель «оживающее искусство — оцепеневший зритель»).

Автор предстает здесь в различных ипостасях: и как исследователь, и как возвышенный почитатель, наблюдатель разнообразных вещей и явлений, пытающийся расшифровать их облик, и как художественный критик, чьи эссе отсылают к винкелъмановской традиции «поэтических описаний».
1850 р.
Античные образы в декоративной живописи кватроченто. Герои, триумфы, любовь и метаморфозы
Декоративные росписи в жилых интерьерах кватроченто представляют важный этап утверждения античных сюжетов в итальянской живописи. В предлагаемой монографии освещены общие принципы убранства жилого интерьера Раннего Возрождения, характер художественного оформления свадебных сундуков (cassoni), подносов рожениц (deschi da parto) и декоративных настенных панно (spalliere). Произведения даны автором в широком художественном контексте, с учетом жанровой специфики декоративной живописи этого времени и общих тенденций развития искусства и мировоззрения эпохи.

Отдельные разделы книги посвящены рассмотрению наиболее популярных в Италии образов и топосов — аллегорических композиций на тему любви, фигур мифологических героев и легендарных исторических лиц Античности.
1380 р.
Василий Кандинский. Эпоха великой духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность
Книга Б.М.Соколова, подготовленная на основе архивных материалов и многолетних экспедиций, посвящена творческим поискам В.В.Кандинского 1890-1920-х годов, времени созревания, расцвета и кризиса его концепции «абсолютного искусства». Художник утверждал, что искусство должно приближать и выражать «Эпоху Великой Духовности», используя язык ассоциаций и частично растворенных форм.

В главе I мотивы и образы Кандинского (гибель «материалистического» мира, всемирный потоп, Москва — духовная крепость, художник-мессия, грядущее соединение народов) рассмотрены на примерах из его живописи и графики, в главе II — на материале его поэтических циклов «Звуки» и «Цветы без запаха», в главе III — на примере его театральных пьес и статей («Желтый звук», «Фиолетовая занавесь», «Через стену»). Глава IV посвящена личности Кандинского, его месту в художественной жизни европейского и русского авангарда. В Приложениях дается комментированная публикация важнейших текстов Кандинского об искусстве («Кельнская лекция», «Ступени») и каталог народной гравюры из его собрания.
2150 р.
Бакст в Париже
Книга посвящена парижскому периоду творчества русского художника Л. С. Бакста (1866-1924), прожившему в столице Франции четверть своей жизни (1910-1924) и создавшему там большую часть произведений, принесших ему мировую славу.

Оформитель балетов в знаменитых «Русских сезонах» С. П. Дягилева, Бакст впервые представлен в книге как сценограф других частных музыкальных антреприз — Анны Павловой, Иды Рубинштейн, Марии Кузнецовой, а также как декоратор Гранд-опера — главного музыкального театра Парижа. На основании прежде не публиковавшихся документов художник показан как законодатель стиля в декоративном искусстве — в области моды, создания текстильных орнаментов, оформления интерьеров.
1330 р.
Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающих поколений
Люк Ферри (род. 1951), известный французский философ, публицист и политик (министр по делам молодежи, образования и науки в 2002–2004 годах), адресует свою новую книгу всем, кто, не занимаясь философией профессионально, хотел бы иметь о ней представление, выходящее за рамки простого перечисления имен мыслителей и названий их теорий.

Выделяя в истории западной мысли четыре основные вехи — античный стоицизм, рационализм Нового времени, философию Ницше и постмодернизм, — Ферри показывает, как все они, уточняя и развивая идеи друг друга, решают ключевые для человечества проблемы познания, морали и спасения. Будучи кратким, доступным любому читателю и вместе с тем достаточно углубленным введением в философию, книга также является последовательным изложением взгляда автора на современное состояние мысли.

Отрывок из главы «Зачем взрослеть?» о том, что такое любовь, можно прочитать по здесь.
555 р.
Что такое искусство?
Искусствовед, философ и один из самых известных арт-критиков США, Артур Данто помогает обозначить рамки столь размытого ныне явления, как искусство. И вместе с тем проводит экскурсию в мир множества течений, направлений, стилей и ранее незнакомых имен. При этом критик не ограничивается одним изобразительным искусством, обращаясь к акустическим экспериментам Джона Кейджа и Дэвида Тюдора или, например, к процессу становления фотографии. Главная мысль Данто заключается в том, что вопрос искусства всегда остается открытым и историческим, подверженным трансформациям и переизобретениям самого себя. Кроме того, искусство — это то, что люди думают о нем: им может быть как гора жира в атриуме, установленная Йозефом Бойсом, так и разрисованные кровати Роберта Раушенберга. И нет, ваш ребенок так не сможет.
---
10 ожидаемых книг 2018 года, Гид The Village.
505 р.
Что посмотреть на YouTube
Презентации книги. Видео
Презентация состоялась 17 января 2018 года.

В вечере принимали участие:
— журналисты и составители книги Александр Архангельский, Ксения Лученко и Татьяна Сорокина;
— декан экономического факультета МГУ Александр Аузан;
— исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова.

Книга родилась из видеопроекта, частично размещенного на просветительском ресурсе «Арзамас». Интервью оформлены как монологи; это сборник рассказов о том, как люди решили стать свободными вопреки всесильной системе, вопреки тотальной эпохе. Эта страница совсем недавней истории еще неизвестная большинству читателей, несмотря на ее актуальность: работа, проведена составителями сборника, восполняет эту лакуну, позволяя нам сегодня выслушать живые голоса ее свидетелей.

Вечер был посвящен памяти Арсения Рогинского, главе «Мемориала» и одного из выступающих в книге.
Смотреть
До встречи на Покровке, 27!
Ваш книжный магазин «Primus Versus»
Сайт: http://primusversus.com/
Тел.: +7 (495) 223-5810
Почта: primversus@gmail.com
Часы работы: пн-сб 11-23, вс 14-22

Отписаться от рассылки можно здесь.